А. Невзоров: это присуще всем дикарским культам – уверенность, что частички трупов содержат магическую силу

Із задоволенням передруковуємо думки відомого мислителя О.Невзорова про релігію на станції “Ехо Москви”!

В. Дымарский― Говорят же, что без импорта и в России достаточно мощей Николая.

А. Невзоров― Нет, их вообще очень много, потому что, вы должны понимать, что первый поток фальшивых мощей – мы не будем говорить о том, что что-то подлинное, что-то не подлинное, с таким же успехом можно обсуждать подлинность сачка Винни-Пуха или пропеллер, настоящий пропеллер Карлсона, да?

Понятно, что первая волна подделки мощей у нас приходится примерно на VIII век, с VIII по ХII, тогда можно было на каждом углу в каждом европейском городишке купить бутылку с молоком Девы Марии.

О. Журавлева― Или с кровью Христа.

А. Невзоров― Можно было купить перо Михаила Архангела. Тогда каждый, кто хотел иметь мощи, имел возможность быть удовлетворенным, потому что тогда первая мощнейшая волна подделок частей тел, физиологических выделений этих мифологических существ была изготовлена и запущена. Сейчас с этим тоже, надо сказать, все в порядке, но в основном ориентируются, конечно, на невежественную Россию.

О. Журавлева― Ну ладно! В Баре-то давно уже эта рака стоит и прекрасно приносит доход городу от паломников.

В. Дымарский― И много людей туда едут.

А. Невзоров― В Баре есть пара профессоров, которые делают великолепные подделки, причем, снабжают эти подделки всеми сертификатами. Есть Маркус в Штутгарте, всемирно известный поддельщик мощей. Есть небольшая фабрика по мощам в Амстердаме. Там тоже делают очень хорошие документы с печатями, эти печати епископские ХV века, там делают абсолютно точные реплики реликвариев старинных, но и практически все 100% мощей, которые привозятся в Россию каким-то левым образом, там, через спонсоров, благотворителей, это уже подделка не та вот древняя, старинная подделка ХI века, а это подделки недавних пор.

В. Дымарский― Слушайте, получается, что это мировой бизнес.

А. Невзоров― Это не мировой бизнес. Это недорого, вы сейчас можете купить ягодицу любого христианского святого где-нибудь на рынке в Милане за 200-300 евро и потом прикладываться к ней до потери пульса.

В. Дымарский― Саша, невежество, невежество… зачем сегодня туда пошел Путин?

О. Журавлева― Приложился, кстати.

В. Дымарский― Он должен быть с народом? Или как? Или с Николаем Чудотворцем? Он хочет чуда?

А. Невзоров― Я подозреваю, что нет, но он считает, что он управляет православной страной, и ему надо изображать православность. А страна считает, что если у нее православный президент, то ей тоже надо в это играть. Вот когда этот порочный круг будет разорван, тогда все, вероятно, скажут: а мы думали, что это вы. А они скажут: а мы думали, что это вы.

Но здесь надо понимать, что у любых любителей порассуждать на тему подлинности – не подлинности, нет вообще никаких аргументов, нет никаких доводов. Почему? Потому что никогда ни при каких условиях не производилась никакая экспертиза так называемых мощей.

О. Журавлева― Вот прямо никогда-никогда?

А. Невзоров― Никогда-никогда не производилась, это делается под благовидным предлогом для того, чтобы, например, сделать радиоуглеродку (радиоуглеродный анализ), часть мощей, да, действительно нужно сжечь, уничтожить, превратить в пепел и только этот пепел анализировать. А они как бы не могут на это пойти. Всякие дээнкашные экспертизы тоже предполагают уничтожение части лабораторного материала, какого-то фрагмента, а они изображают, что они на это тоже пойти никак не могут.

Но тем не менее, я подозреваю, что вот этот сегодняшний новый вал мощей, который идет в Россию, это все, конечно, Китай. Потому что китайцы давно наладили поставки и в Амстердам, и в Штутгарт. Причем, китайцы-то не понимают европейцев, они давно уже предлагают делать мощи гораздо более интересно. Они предлагают делать мощи с сенсорами, которые бы в ответ на поцелуй, например, отзывались бы ответным воздушным поцелуем, или делали бы ручкой, или подмигивали бы. Они вообще предлагают это дело модернизировать, но угрюмые православные попы, они как бы пока это все отказываются делать.

В. Дымарский― А вот наша слушательница Аня задает разумный, по-моему, вопрос: «А существует ли санитарный регламент ввоза мощей или ввоза такого материала, как мощи?»

А. Невзоров― Понимаете, если мы говорим вообще о каких-то санитарных регламентах, мы обязаны начинать с того, что совместное поедение большим количеством людей, здоровье которых не установлено, из одной миски так называемого причастия – это уже глубоко антисанитарное действие, и давно СЭС должно было бы стоять на рогах. Но я лучше вам объясню, откуда вообще взялись эти культы мощевые.

О. Журавлева― Вот! Вот об этом я и хотела вас спросить. Вы же учились в соответствующем заведении, вам же рассказывали. Кто разобрал первый раз святого на детали и раздал по разным городам? Откуда это пошло?

А. Невзоров― Вообще это присуще всем дикарским культам, потому что уверенность в том, что частички трупов содержат магическую силу, которую принимают, мы можем эту уверенность обнаружить у дикарей Новой Гвинеи, Африки, Полинезии. Там, как вы знаете, все духи-покровители – духи-покровители семьи, духи-покровители села изготавливаются из умерших родственников. При том, что это могут быть и родственники горячего копчения, и могут быть сыровяленые родственники. Там рецептура колоссальна.

И в культе Майо – это есть такой культ, который допускает, кстати, помимо поклонения трупам, он допускает всякие симпатичные вещи типа, там, каннибализм, оргии. Есть культ Имо. Имо – это культ колдунов-убийц, которые тоже в свое время очень много сделали для почитания различных фрагментов тел. Есть Камбара-аним. То есть, практически везде, где мы сталкиваемся в фактором так называемого первобытного мышления, мы обязательно видим вот это вот почитание кусков трупов и уверенность, что в куске трупа содержится какая-то колдовская сила.

И вот лично мое мнение – опять-таки никого не хочу обидеть – вот то, что происходит, это, конечно, преступление, потому что, зная доверчивость, невежественность народа, народа, который убежден, что Солнце вращается вокруг Земли… сколько у нас – четверть примерно публики, да? И вот делать эту возгонку первобытного мышления, делать дикарство какой-то общеустановленной нормой – это, конечно, по меньшей мере нехорошо. А потом чего тогда, собственно говоря, удивляться терактам? Вот у нас очередной теракт в Манчестере. И опять, согласно нынешней идеологии, террорист ведь действовал, извините, из самых лучших побуждений. Он действовал из религиозных побуждений, а вот эта возгонка религиозности всех убеждает в том, что это некие, извините, самые лучшие побуждения. Поэтому вот так подпитывать первобытное мышление, не бороться с ним, а подпитывать, это очень рискованная штука. Откуда происходит культ мощей, я постарался вам, как видите, кратко, но объяснить.

О. Журавлева:

Александр Глебович, прежде чем мы перейдем к другим темам, вы не могли бы мне ответить на вопрос вдогонку по мощам? Вы же все-таки как-то в какой-то момент интересовались церковной жизнью, считали себя верующим или шли к этому?

А. Невзоров― Нет, я никогда не считал себя верующим, для меня это было такое, я бы сказал, приключение.

О. Журавлева― Но вы же любопытный человек, вы же интересовались, как все устроено?

А. Невзоров― За счет того, что я великолепно выяснил, как все устроено, я и имею ту возможность быть, скажем так, не отразимым и не парируемым в этом вопросе только потому, что я очень хорошо знаю вопрос, о котором я говорю. В данном случае это хорошая возможность перейти к поповедению. Вот тут издательство Эксмо разродилось очередной книжкой Дмитрия Саввина, называется она «Превыше всего». Это роман о церковной жизни, о том, как у них там все устроено. Поскольку я не читаю художественной литературы, я передаю роман Дымарскому.

В. Дымарский― Я доложу.А. Невзоров― Но вообще это все очень укладывается, как я понимаю, при том, что об этой книжке очень хорошие отзывы монахини Ксении, епископа Григория Лурье, моего друга. Но это все очень укладывается – помните, был такой замечательный адвокат Плевако, знаменитейший русский адвокат, который еще в конце ХIХ века до всяких декретов о свободе совести и вероисповедания позволил себе в Московском окружном суде во время суда над такой игуменьей Митрофанией, потому что жульничали попы всегда, он произнес речь, которую закончил под овацию присутствующих словами – он обращался к попам: стройте, стройте стены своих монастырей повыше, чтобы никто не видел и не подозревал о той мерзости, которую вы творите под покровом ваших ряс и обителей.

И вот я думаю, что это могло бы быть эпиграфом к этой книге.

Что касается непосредственно поповедения, оно очень простое, потому что оно формальное. Мы знаем про то, что запрещено давать в России неблагозвучные и нелепые имена. Вот как вы думаете, если придет на днях молодая пара в загс регистрировать ребенка и пожелает дать ему имя Павсекакий.

О. Журавлева― Хорошее имя. И, кстати, отчество из него красивое.

А. Невзоров― Да, Павсекакий Павсекакиевич. Но вот Православная церковь как раз отмечает день Святого Павсекакия.

В. Дымарский― Когда?

А. Невзоров― То ли завтра, то ли вчера. Надо сказать, что сам Павсекакий ничем не прославился, он был известен только тем, что он люто преследовал различных инакомыслящих и вольнодумцев, как и все христианские святые. Но, в общем, благополучно и мирно опочил.

Нет, вообще имена есть чудесные. Не забывайте, что есть еще прекрасное греческое имя Писистрат. И вот если бы рядом поставить…

пише – http://echo.msk.ru/programs/nevsredy/1986348-echo/
В. Дымарский― Я могу так и художественную литературу перестать читать…

А. Невзоров― Чтобы продолжить их, я тут обнаружил сообщение, что Рогозин сообщил, что Россия может построить авианосец.

А. Невзоров― Вот вышел, хлопнул об пол шапкой и сообщил, что Россия может построить авианосец.

В. Дымарский― Я думаю, что об этом Чудотворца просили.

А. Невзоров― Зачем, когда можно спустить просто на воду «Зенит-Арену», избавить Петербург от этого позора и полностью удовлетворить Рогозина, который сможет покинуть этот корабль последним.

В. Дымарский― Я бы на месте Рогозина просто к Чудотворцу пошел.

Від admin