О подвиге заместителя директора музея Бибигуль Дандыгараевой.
В музее, по ее словам, 5 января, когда всё и случилось, оставалось только семь человек. Остальных от греха подальше отпустили по домам. Около 16 часов в вестибюль ворвались около 200 преимущественно молодых людей, которым она громким голосом прокричала, чтоб они ничего не трогали. Однако электронные устройства те успели повредить.
В толпе нашелся человек, который стал говорить другим:
– Все эти вещи – драгоценное наследие, оставшееся от наших предков. Не ломайте. Если мы сожжем их, в нашей истории ничего не останется. Завтра всё это пригодится.
И, успокоив толпу, спросил, где Золотой человек. А это, друзья мои, величайшая драгоценность, символ Казахстана. Иссыкский принц, казахстанский Тутанхамон, алтын адам. Найден во времена СССР.
Более 4 тысяч украшений из листового золота было нашито на одежду, обувь и головной убор принца (возможно, и принцессы, пол не определен до сих пор). Нашли тогда в неразграбленном могильнике золотое и бронзовое оружие.
Меч и кинжал Золотого человека.
Кинжал архаичен даже для того времени, когда был захоронен воитель. Но рисунок на нем олицетворяет преданность традициям.
Группа советских ученых под руководством Кемаля Акишева, работавшая на раскопках 1969 год.
Ой, извините, увлеклась, полезла в археологические источники. Страшно интересно!
Короче, толпа интересовалась, где мечи, где золотые вещи. Бибигуль им ответила, что оригинала Золотого человека в музее нет. Помогло то, что включено было только дежурное освещение и в залах царил полумрак, в котором сложно что-то рассмотреть.
Женщина встала в середину толпы и продолжала уговаривать ничего не трогать. Кто-то от сотрудников услышал, как один из ворвавшихся сказал: “Давайте её убьем”. Но в это время некоторые из них совершали религиозные обряды и воцарилась тишина. А после молитвы все замолчали.
В районе пяти часов пришли два человека в черных пальто. “Хорошо одетые прямые люди” поговорили с руководителем группы, сказали, что уезжают в аэропорт Алма-Аты. А когда вернутся, то музей станет их штабом.
Когда примерно 200 злоумышленников находились в музее, в его подвале были спрятаны 15 сотрудников правоохранительных органов, раненые во время атаки на мэрию. “Они были беспомощные и добрые, как маленькие дети. Мы смотрели на них и плакали”. Двое сотрудников музея оказывали им медицинскую помощь.
Один из нападавших был особо подозрительным. Как я поняла, женщина пыталась развлечь его рассказами, как могла, чтоб он не обнаружил раненых.
В девять вечера толпа покинула музей.
“Два дня мы охраняли наше национальное достояние. Сейчас я дома. Не знаю, почему ко мне так отнеслись (нападавшие) – потому что я женщина или потому что меня поддерживали сотрудники музея и дух моих предков. Мы выжили, но такой страшной ситуации не было в моей жизни никогда”.

Від admin